29.03.2021
Аналитическая справка об итогах мониторингового исследования чтения в регионах РФ

Комитет Российского книжного союза по региональному развитию совместно с Издательской группой «Эксмо-АСТ» в фервале-марте 2021 года провели очередное мониторинговое исследование уровня читательской активности населения. При активной поддержке региональной Администрации, а также Департамента культуры анкетирование жителей по вопросам чтения было проведено на территории Владимирской области.


pdf-200.png Скачать презентацию


Цель исследования: оценка уровня и особенностей читательской активности населения отдельно взятого региона Российской Федерации.


Задачи исследования: 


• определить «портрет читателя»;

• проследить тенденции в области чтения у различных категорий читателей; 

• определить уровень мотивации к чтению; 

• выявить ключевые потребности жителей в области чтения;

• оценить факторы, препятствующие развитию привычки регулярного чтения.


В качестве основного инструментария исследования использовалась анкета-опросник, запрограммированная на специализированном интерактивном ресурсе (Surveymonkey). Анкета содержит 4 вопроса на определение социально-демографического состава участников исследования и 10 основных вопросов, направленных на выявление уровня читательской активности опрашиваемых. 


Ссылка на анкету была размещена на согласованных ресурсах региональных и муниципальных учреждений культуры региона, а также на официальных сайтах региональных органов исполнительной власти.


Общее количество опрошенных – 1014 человек старше 18 лет. 


Для определения социально-демографического состава участникам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся их пола, возраста, рода занятий и места проживания. Согласно полученным данным, основная масса участников исследования – женщины (89%). По возрастному признаку участники распределились следующим образом: 18-30 лет – 24% от общего числа, 31-45 лет – 30%, наиболее многочисленная группа – лица 46-60 лет (38%). Всего 8% участников исследования – жители региона старше 60 лет. 


Исследование проводилось на всей территории Владимирской области, включая малые города и сельские территории. Согласно ответам на вопрос «Где Вы проживаете?», наиболее вовлечены в исследование оказались жители крупных городов региона (районных центров) – 36% от общего числа участников. Чуть меньше респондентов проживает в сельской местности (35%), а 28% проживают в административном центре региона, то есть в городе Владимире. 


По социальному статусу читатель Владимирской области в большинстве своем - наемный работник среднего звена, участников, определивших себя таким образом оказалось 52%. По 14% пришлось на руководителей различных подразделений и студентов (учащихся). В меньшей степени представлены пенсионеры (5%), предприниматели (2%) и неработающие женщины (домохозяйки/находящиеся в декретном отпуске) – 2%. 


Для оценки особенностей читательской активности жителей региона по отдельности были изучены показатели вопросов основного блока, а также проведен анализ по возрастным группам и социальной принадлежности. 


Первый вопрос анкеты связан с частотой и объемом чтения. Результаты показали, что 48% респондентов читает более 10 книг в год. Определенных норм, по которым можно оценить достаточный или недостаточный объем чтения, не существует. Согласно опросу ВЦИОМ (2019), посвященного книжным предпочтениям, в среднем каждый из участников прочел пять книг в течение трех последних месяцев (или около 20 книг в год). Данные исследования во Владимирской области показывают средний результат относительно данных ВЦИОМ. 


Наиболее активными читателями по объему прочитанных книг являются жители региона старше 60 лет (61%). Кроме того, это единственная возрастная группа, где нет не читающих участников вообще. По другим группам данный показатель так же невысок и достигает максимального значения в 4% у людей 18-30 лет. 


Существенное снижение объема прочитанных книг прослеживается в возрастной группе 31-45 лет относительно более старших участников исследования – от 10 книг в год читает лишь 41% респондентов в данной группе. Для молодого поколения этот показатель еще ниже - 37%. В возрастных группах 18-30 и 31-45 лет 22% и 23% респондентов читают лишь 4-7 книг в год. 


Относительно основного формата книги ситуация продолжает быть предсказуемой. Бумажная книга не теряет свою лидирующую позицию. Вне зависимости от возраста жители Владимирской области выбирают бумажную книгу как наиболее предпочтительный формат (84%). Позиция альтернативных вариантов, электронных и аудиокниг, среди читателей не слишком сильна. Несмотря на это, респонденты от 18 до 45 лет обращаются к цифровым книгам в два раза активнее, чем читатели от 46 лет и старше. 


Для определения мотивации к чтению респондентам необходимо было ответить на вопрос: «Что побуждает Вас читать» и выбрать наиболее подходящий для себя вариант ответа: мне нравится читать; развиваюсь с помощью книги; читаю по необходимости; читаю, потому что вижу разного рода рекламу; читаю по рекомендациям друзей/знакомых. Эти варианты можно иллюстрируют три основных уровня мотивации – внутреннюю (когда имеет значение деятельность сама по себе), внешнюю (удовлетворение иных потребностей, внешних по содержанию самой деятельности – престиж, похвала, стремление избежать критики и т.п.) и безмотивное чтение – чтение по заданию, по требованию, по принуждению. 


Согласно результатам исследования, у бОльшей части респондентов наблюдается внутренняя мотивация. Для 38% чтение – это желание развиваться и извлекать из чтения необходимую информацию, а 47% участников читает, т.к. любит читать, книга для них – важный спутник отдыха. 


Внешней мотивацией обладает лишь 4% участников исследования, именно эта группа читает по необходимости, в связи с профессиональной и учебной деятельностью. 


Далее респондентам было предложено проанализировать свое отношение к книжным новинкам. С небольшим перевесом лидирует показатель «слежу за книжными новинками. Для 53% респондентов это является важной составляющей читательской деятельности, остальные 47% не интересуются данным вопросом. Причем очевиден тренд по отношению к новинкам в зависимости от возраста – чем старше человек, тем выше заинтересованность в новой литературе. 


Основным источником сведений о новинках в области литературы для жителей Владимирской области является библиотека – 42% респондентов отправляется именно туда за новой для себя литературой. Сильно отстает в данном вопросе книжный магазин, его доля составляет всего 17%. Еще для 17% респондентов важным информационным ядром является Интернет, 10% участников исследования следят за новостями в книжном мире из социальных сетей (личные страницы писателей/издателей/блогеров и т.п.). 


Библиотека, как в случае с новинками, продолжает являться важнейшим местом, где можно получить книги. Именно к услугам библиотеки прибегает 44% участников исследования. Покупает книги в книжных магазинах только 22% участников. 16% опрошенных призналось, что скачивает книги с неофициальных ресурсов, где электронные книги размещаются в открытом доступе. Чаще всего это делают молодые люди от 18 до 30 лет – 21% участников пользуются такими ресурсами. 


Среди тех, кто чаще всего покупает книги в магазинах, 69% опрошенных покупает в год не более 10 книг, 12% - 10-20 книг. Более 20 книг в год покупает всего 8%, те же 8% признались, что вообще не покупает книги. 


Как уже было отмечено, при анализе данного вопроса была выявлена высокая значимость библиотек. Здесь важно учитывать высокую вовлеченность в исследование библиотечной системы региона и, соответственно, их посетителей, т.е. так или иначе активных читателей. Данный социальный институт хорошо централизован на региональном уровне, что делает организацию исследования удобной и понятной. Библиотеки чаще всего есть даже в небольших населенных пунктах, поэтому есть возможность привлечь к исследованию не только жителей региональных центров. Вместе с тем, в таком формате исследование слабее задействованы мало читающие граждане. 


Основным препятствием к чтению респонденты считают нехватку времени – с этим согласилось 77% опрошенных. Наиболее актуально это оказалось для участников 18-45 лет. Наименее выражен этот показатель в группе 60+ - 59%. Также некоторые респонденты отметили, что не имеют возможности купить книгу» (11%). Для 11% важным фактором, мешающим читать больше, оказалась проблема недостаточности библиотечных фондов и в библиотеках просто нет интересующих их книг. 


Показатель «дефицит времени» из исследования в исследование лидирует с огромным отрывом и редко опускается ниже 70%. При этом он является важным индикатором, помогающим оценить сформированность привычки к чтению. Так, по данным исследования, проведенного в 2019 году «Левада-центром», самым популярным времяпрепровождением среди жителей России является присмотр фильмов и сериалов. Согласно результатам социологического исследования, их смотрят хотя бы раз в неделю 79% опрошенных. 


К книгам по данному исследованию у населения отношение более чем прохладное, лишь 28% читает художественную литературу не реже одного раза в неделю. То есть чаще всего книга замещается другим контентом – просмотром кино и сериалов, телевизором, социальными сетями и т.д. То есть у довольно высокого процента жителей привычка к чтению утрачена, акценты внимания перенесены на более простые и понятные варианты досуга. 


В противовес предыдущему вопросу участникам исследования было предложено ответить, что по их мнению помогло бы им читать чаще. Из анализа видно, что вновь заметно влияние участников-посетителей библиотек – 43% опрошенных считает, что пополнение библиотечных фондов способно решить проблему недостаточного чтения. Добавленный впервые показатель, касающийся рекламы книг и чтения, оказался вторым по популярности (15%). Совершенно очевидно, что у населения есть потребность в качественном регулярном контенте, касающегося книг и чтения. Причем в первую очередь это важно молодым людям – для 20% опрошенных в группе 18-30 лет. Для остальных групп участников данный показатель ниже, но тоже занимает одну из лидирующих позиций. 15% респондентов дали собственные комментарии по данному вопросу. Чаще всего читатели вновь ссылаются не недостаток свободного времени, а также на высокую стоимость книг в магазинах. 


В заключение участники ответили на вопрос, что лично им дает чтение. Согласно ответам, для 35% опрошенных книга является способом развития интеллекта и может способствовать личному успеху в жизни, 35 % согласилось с утверждением, что книга – это источник необходимой, полезной для них информации, 26% участников отметили развлекательную функцию книги.  


Подводя итоги исследования, следует отметить: 

• интерес к чтению, книге как источнику информации сохраняется независимо от социального статуса, возраста, места проживания; 

• уровень сформированности привычки регулярного чтения недостаточен; 

• сохраняется лидерство бумажной книги, хотя очевиден тренд на использование читателями цифровых изданий; 

• сохраняется высокий социальный статус библиотеки. Часто библиотеки являются единственным бесплатным источником получения информации, способствующим привлечению населения к чтению, сохранению культурных традиций; 

• населению интересно и важно получать информацию о книгах из различных источников – интернет, живое общение; есть потребность в рекламе, посвященной чтению, в том числе социальной; 


Итак, среднестатистический житель Владимирской области – человек, читающий достаточно стабильно. На формирование его читательской активности, как и читателей по всей стране, безусловно, оказывает влияние современный книжный рынок, состояние библиотечных фондов, современные тренды и веяния в культуре. 


pdf-200.png Скачать презентацию