17.05.2024
23 мая в 14.00 на площадке Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина
23 мая в 14.00 на площадке Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина (г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 70, аудитория № 118, 1-й этаж) состоится панельная дискуссия «Развитие инфраструктуры чтения в России. Модельные библиотеки в школы: современные и креативные решения школьных библиотечных пространств с целью повышения читательской грамотности».

Вопросы, которые предстоит решить книжному сообществу и государству относительно поддержки детского чтения, чрезвычайно острые. Результаты теста ФИОКО по модели PISA, международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, за 2022 год показали, что 14% участников общероссийской оценки не достигли порогового уровня по читательской грамотности, а в целом российские школьники занимают 16 место по уровню функциональной грамотности. Цель — войти в десятку по качеству школьного образования.


Недостаточный уровень читательской грамотности, культуры чтения, проблемы с чтением в детстве приводят к целому ряду рисков во взрослой жизни. В цифровом мире профессии усложняются, быстро меняются требования к разным специальностям, от людей требуется умение учиться, получать непрерывное образование в течение всей жизни. Именно это становится особенно сложным для тех, кто плохо читает и не умеет грамотно оценивать, анализировать и использовать поступающую информацию.


Сегодня важно осознать, что школьная библиотека для многих российских детей является первой библиотекой в их жизни, и именно она формирует читателя. По сведениям профессионального сообщества, около 80% литературы основного фонда школьных библиотек (не учебников) находится в ветхом состоянии, поскольку поступили в учебные заведения в период 60-80 гг. ХХ века. Государственная и региональная программы поддержки помогли бы ускорить модернизацию библиотек.


Среди представляемых проектов – обновление фондов школьных и публичных библиотек в новых субъектах Российской Федерации по инициативе Президента России, реализованное Российским книжным союзом, всероссийское движение «Мы — за читающую Россию!», в рамках которого драйверами детского чтения станут школьные библиотеки с обновленными фондами, а также проекты «Читающая мама», «Читающая школа», мамачитает.рф, «У страниц нет границ», «Литрес: школа» и др.


*** В дополнение к мероприятию в зоне доступа участников деловой программы будет размещена передвижная выставка «Мы – за читающую Россию!» с обозначением проблематики по школьному и семейному чтению, а также с проектами популяризации чтения и представлением книг.

 

Спикеры мероприятия:

Минзалия Закирова, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан;

Юлия Адгамова, первый заместитель министра культуры Республики Татарстан;

Татьяна Жукова, член Правления Российской библиотечной ассоциации, президент Русской школьной библиотечной ассоциации;

Представитель группы компаний Литрес («Литрес: библиотека» и «Литрес: школа»; книжного рекомендательного сервиса LiveLib) (онлайн);

Елена Старостина, исполнительный директор Российского книжного союза;

Наталья Шайтанова, заместитель директора ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека», член Проектного офиса по созданию модельных муниципальных библиотек в Республике Татарстан, кандидат педагогических наук;

Алексей Никитченков, доцент кафедры начального филологического образования
им. М.Р. Львова Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;

Лю Павлинова, руководитель социальных проектов издательской группы «Эксмо-АСТ», проекта федеральной программы популяризации чтения «У страниц нет границ», креативный продюсер в сфере культуры и искусства.


Модератор мероприятия:

Ольга Прохорова, руководитель партнёрских программ Департамента стратегических коммуникаций издательской группы «Эксмо-АСТ»

 

Мероприятие проводится в рамках Всероссийского Фестиваля-форума «Литературный флагман России» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.