21.07.2022
Книгу будущего и будущее книги обсудят на конференции в Московском Политехе

Книга является одним из основных культурных кодов развития общества и цивилизации. Ключевым фактором развития современного общества стало изобретение книгопечатания, ускорившего передачу знаний от поколения к поколению. Инновации в книгах во многом послужили отправной точкой развития всех сфер жизни, предсказали современную технологическую революцию. 


Сегодня издательская индустрия переживает глобальные изменения. Мы вступили в эру Постгутенберга и, по сути, на наших глазах создается книга будущего, читатель будущего, происходят инновационные изменения в книжном контенте и способах его доставки потребителю.


В августе 2022 года на базе Московского Политеха встретятся лидеры книжной индустрии России и зарубежных стран, ученые, молодые исследователи и студенческие проектные команды, чтобы ответить на острые вопросы: какими должны быть книга и издатель будущего, как меняются читательские предпочтения молодежной аудитории в XXI веке, как правильно реагировать на эти изменения.


Задачи Международной конференции: изучить реперные точки и механизмы инновационных изменений, которые завтра будут определять лицо книжной индустрии.


Особое внимание участники конференции уделят гуманистическим ценностям, заложенным в основе книги и книжной культуры. Ведь именно книга является важнейшей объединяющей силой, основой межкультурного взаимодействия народов, стран, континентов.


Основные темы конференции: читатель будущего, книжный контент и его вариативность, маркетинг и технологии будущего, дистрибуция и инфраструктура чтения будущего.


В рамках Международной конференции будет работать молодежная секция  – проектный интенсив. Ее задачи: разработка концепции книги будущего, концепции инфраструктуры чтения и маркетинговых коммуникаций книжной индустрии будущего.


Результаты конференции станут основой проекта стратегического академического лидерства в издательской индустрии, доклады войдут в коллективную монографию.


Конференция даст новый импульс диалогу книжной индустрии и науки с молодым читателем, автором, иллюстратором, исследователем.


Конференция будет проходить в гибридном формате. Возможно участие онлайн или очное по адресу: Москва, ул. Павла Корчагина, д.22.


Основные темы


Читатель будущего

  1. Как меняются читательские предпочтения: статистика, тренды, прогнозы.

  2. Книга в новой коммуникационной среде.

  3. Психология чтения и типология читателей.

  4. Новые способы чтения.

  5. Как изменится инфраструктура чтения в будущем (где читаем, где и как покупаем книги, где и как учимся книжным профессиям)?


Книжный контент и его вариативность. Роль книги в будущем

  1. Новые типы книжного контента и способы его монетизации.

  2. Как повлияет искусственный интеллект и другие инновации на книгоиздание? Примеры инновационных книжных проектов.

  3. Как повлияет самиздат и сохраняющаяся проблема пиратства в электронных библиотеках на будущее книги?

  4. Как будет выглядеть система управления и охраны прав в будущем?

  5. Как будут регулироваться ограничения по контенту для детей и проблемы освещениях сложных, «запрещенных тем» в книгоиздании? 

  6. Искусство книги в цифровую эпоху.

  7. Книга в концепции развития креативных индустрий.

  8. Как изменится роль книги в обществе? Сохранится ли роль книги как основного источника знаний и эмоциональных открытий? Станет ли печатная книга предметом роскоши и полностью перейдет в электронный формат? Не станет ли коллективная книга главным фактором развития творческих поисков и открытий?


Технологии будущего

  1. Инновационные полиграфические технологии и производственные комплексы:

  2. Интегрированные производственные комплексы.

  3. Инновационные материалы для книжной полиграфии

  4. Производство электронных компонентов книжных изделий

  5. Добавленная реальность и полиграфические технологии.

  6. Мультимедийный состав современного полиграфического издания.

  7. Развитие книжных технологий как базис создания мультисегментных полиграфических производств.

  8. Новые технологии печати и материалов для книжной полиграфии.

  9. Книжное производство как технология «Интернета-вещей»

  10. Системы управления и автоматизации технологических процессов.

  11. Интегральная архитектура систем управления полиграфического производства

  12. Фронт-офис полиграфического предприятия

  13. Технологии продвижения интернет-бизнеса.

  14. Препресс системы автоматизированной подготовки производственного процесса.

  15. Системы контроля производственного процесса.

  16. Управление материальным производством и повышение его технологической эффективности

  17. Управление затратами, создание самообучающихся систем управления производством.

  18. ИИ и нейро-сетевые технологии в полиграфическом производстве.

  19. Математические модели создания современных интегрированных производств. 


Маркетинг – королева будущего

  1. Кросс-медийное продвижение контента.

  2. Омниканальность и акцент на онлайн взаимодействие с читателем: преимущества и недостатки.

  3. Роль культурных коллабораций в маркетинге.

  4. Продвижение детских и подростковых книг в социальных сетях (перспективы Тик-ток и других социальных сетей)

  5. Как вовлекать подростков в активное чтение?

  6. Роль литературных премий и конкурсов для детской и подростковой литературы (рекомендательные функции, структура и влияние на реальные продажи)


Дистрибуция и инфраструктура книги будущего

  1. Будущее книжных магазинов: в какую сторону должен меняться формат, чтобы оставаться успешным?

  2. Роль онлайн коммерции. Интернет-продажи останутся драйвером книжного рынка?

  3. Взаимодействие онлайн и оффлайн платформ и сервисов: конкуренция или партнерство?


Профессии будущего

  1. Какие новые профессии могут возникнуть? Какие профессии исчезнут из отрасли?

  2. Как изменится книжное издательство? Как изменится работа редактора, корректора, маркетолога в связи с возможностями новой цифровой среды?

  3. Какие новые компетенции будут востребованы?

  4. Как будет развиваться институт литературных агентов? Как изменится его роль в будущем?


Книга будущего. Молодежная секция – проектный интенсив.

  1. Разработка концепции книги будущего (контент, авторы, визуал, материалы и технологии, цифра).

  2. Разработка концепции инфраструктуры чтения завтрашнего дня (где читаем, где и как приобретаем, где и как учимся книжным профессиям).

  3. Разработка концепции маркетинговых коммуникаций для книжной индустрии будущего (где и как продвигаемся для каких целевых аудиторий).


Все темы проектов молодежной секции формулируются индустрией. Все проектные команды – междисциплинарные. 


Результатом работы каждой команды станет питчинг перед отраслевым и академическим сообществом проекта по одному или нескольким из направлений:

- проект концепции издания,

- проект концепции развития инфраструктурной составляющей,

- проект концепции маркетинговых коммуникаций.


Результаты молодежной секции будут представлены на ключевых мероприятиях креативных индустрий:

- Московская международная книжная ярмарка

- Читательская ассамблея Содружества

- книжный фестиваль «Красная площадь»

- Российская креативная неделя

- Конкурс профессионального мастерства «Ревизор»


Лучшие проекты будут приняты к реализации, а авторы получат ценные подарки и приглашения на стажировки в ведущие организации.